В последнее воскресенье перед большим праздником Пасхи - Воскресения Христа - отмечалось событие Входа Господня в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. Богослужебное название этого праздника - неделя Ваий (т.е. УветвейФ). В это воскресенье в храм полагается приносить пальмовые ветви, вспоминая, как народ срезал их и постилал под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освещают на богослужении; сам же день называтся Вербным воскресеньем.
На Вербное воскресенье жители средневековой Москвы становились свидетелями необыкновенного У шествия на осляти Ф.
В этот день, после ранней обедни, из Успенского собора начинался крестный ход. В нем участвовали царь и патриарх, бояре, дворяне, приказные дьяки и чуть ли не все духовенство столицы. Процессия выходила через Спасские ворота Кремля на Красную площадь и останавливалась около Покровского собора. Царь и патриарх проходили внутрь храма в придел Входа Господня в Иерусалим. Патриарх облачался в архиерейские одежды и служил молебен. Царь одевал парадные одежды , крест, венец.
Тем временем Лобное место на площади устилали дорогими тканями, устанавливали на нем аналой с Евангелием и иконами. Всю площадь заполняли стрелецкие полки и толпы народа. Рядом с Лобным местом стоял один из главных участников праздника - УослятиФ - конь, покрытый белой попоной. Тут же, на УсаняхФ - богато убранной телеге, запряженной шестеркой лошадей, стояло цветущее вербное дерево - символ праздника, украшенное цветами и плодами: яблоками, грушами, финиками, изюмом и орехами.
Спустя некоторое время царь и патриарх выходили из Покровского собора и поднимались на Лобное место. Патриарх подносил государю пальмовую ветвь и вербу. Раздавали вербу и духовенству, боярам, народу. Затем архидьякон читал текст из Евангелия, относящийся к происходящему событию. Дойдя до места, говорилось о том, что Христос посылал двух учеников за ослом, патриарх подавал знак, и двое священнослужителей подводили к нему коня. Патриарх садился на него, а царь брал УослятиФ под узцы. Начиналось шествие.
Впереди процессии шли бояре, дворяне, приказные чины. За ними везли вербное дерево. Под ним на УсаняхФ ехали патриаршие певчие - мальчишки лет двенадцати в белых одеждах, похожие на ангелов. Звонкими голосами они исполняли религиозные песнопения. В середине процессии верхом на УослятиФ, которого царь вел под узцы, ехал патриарх. Впереди государя стольники несли скипетр, царскую вербу, свечу и полотенце. Патриарх налево и направо осенял народ крестом. Шествие замыкало духовенство.
По ходу движения дети стрельцов, шустрые подростки, расстилали перед УослятиФ разноцветные ткани и одежды: согласно Евангелию, так жители Иерусалима встречали Христа, въезжавшего на осле в их город.
Когда процессия вступала в Спасские ворота Кремля, по всем московским церквям звонили колокола. У стен Успенского собора шествие останавливалось. Царь и патриарх обменивались поцелуями. Государь отправлялся во дворец, а патриарх - в храм.
За неделю до Пасхи на Красной площади открывался вербный торг. Уже с середины вербной недели вся площадь покрывалась белыми платками и наполнялаль товарами, подарочного назначения. У Кремлевской стены торговали вербой и живыми цветами.
Оставшаяся неделя до Пасхи была наполнена подготовительными заботами к большому празднику.
Ссылка: http://studyport.ru/istoriya/prazdniki-na-rusi
|