Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве, а и за границей
дни праздненства, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25
декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.
Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили
на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник -
Рождество Христово со святками.
Начнем рассказ со святок потому, что нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался
таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок.
На святках мы встречаем странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми
христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира.
Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений,
описанных в повести Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством".
Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых.
Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать что ее ожидает в
будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. Кто станет суженным- вот главный
предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении "Светлана"
Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а
крещенские:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. За ворота
башмачок, сняв с ноги, бросали чтобы узнать, в какой стороне живет суженный - на это должен был
указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит предстояло ей сидеть еще год в девках.
Снег полоть - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко - быть девушке
скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома.
Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. Кормили счетным
курицу зерном и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели ярый воск
топили. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь - к венчанию, ну, а
коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.
Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и
накрыв его платком,пели в лад песенки. После каждой такой песенки блюдо встряхивали,
кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось
содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою...
Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
...Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!
Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и
ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые,
рождественские песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание
его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь
вкусненькое.
Иногда в самих колядках содержался намек на это:
Наша-то Коляда
Ни мала, ни велика,
Она в дверь не лезет
И в окно не шлет,
Не ломай, не гибай,
Весь пирог подавай!
После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.
В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской
звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с
фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные
подарки.
Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья
забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века
и стала неотделимой частью многих народных праздников.
Костюмы и маски ( хари ) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было.
Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой
изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками,
цыганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с
седоком, медведь с вожаком, а при нем деревянная коза. Лошадь обычно изображали два парня,
накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову.
На лошадь садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам.
Ряженные заходили в дома и веселились как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а
иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости
и детворе, и взрослым.
Информация с сайта: http://planeta.moy.su/blog/prazdniki_na_rusi/2013-01-19-31077#ixzz34Fz50JI0
|